26.09.2012 08:06
Новости.
Просмотров всего: 4247; сегодня: 1.

Рынок банковских услуг в Центральной и Восточной Европе: падения и взлёты

С 2000 года GfK постоянно следит за развитием банковского и страхового рынков Центральной и Восточной Европы. После начала кризиса в 2008 году рынки показали сильное снижение, но затем с 2010 года вернулись на прежний уровень. Вслед за последними экономическими изменениями, произошедшими во всей Европе, и увеличением долгового кризиса нескольких государств эксперты ожидают увидеть еще одно падение, но развитие ситуации может пойти по разным путям ...

GfK, одна из крупнейших в мире исследовательских компаний, ежегодно проводит сбор информации о ключевых финансовых показателях рынков Восточной Европы и включает их в так называемую Базу данных о финансовых услугах (Financial Services Database). Это помогает нашим деловым партерам в получении необходимой информации о локальных и региональных рынках в целях эффективной работы компаний в нестабильных экономических условиях.

Один из ключевых показателей эффективности демонстрирует несколько иную ситуацию, чем принято считать, - прослеживается тенденция на увеличение числа граждан Центральной и Восточной Европы, пользующихся финансовыми и банковскими услугами. В то время как рост этого показателя резко остановился в 2008 году, начиная с прошлого года число граждан, пользующихся финансовыми и банковскими услугами, стало постепенно увеличиваться. В среднем, в 2008 году 74% населения Центральной и Восточной Европы имели взаимоотношения с банками; к 2011 году эта цифра увеличилась до 80%. «Я ожидаю дальнейшего развития в этой области - например, Польша имеет огромный потенциал, так как еще примерно треть населения не является активными пользователями банковских услуг», – полагает Растислав Косан, региональный исполнительный директор по исследованиям на финансовом рынке в регионе Центральной и Восточной Европы.

При ближайшем рассмотрении пользования финансовыми продуктами в Центральной и Восточной Европе можно увидеть похожее значительное изменение числа текущих счетов, открытых в банках, в сравнении с долей людей, пользующихся банковскими услугами. Хотя в 2008 году рост пенетрации текущих счетов среди клиентов банков резко замедлился, с того момента показатель количества открытых текущих счетов увеличился с примерно 41% до 47% в 2011 году. Второй показатель вернувшейся положительной тенденции – это владение пластиковыми картами. Несмотря на то, что принцип: "С наличностью ты король" - по-прежнему широко распространен в данном регионе, пенетрация банковских карт постоянно увеличивается, и теперь каждый второй житель Центральной и Восточной Европы может использовать пластиковую карту для осуществления покупок. Лукас Тумсер, заместитель регионального исполнительного директора GfK по исследованиям финансового рынка в Центральной и Восточной Европе объясняет: «Развитие быстрорастущих рынков в этом регионе все больше зависит от внешних воздействий, и поэтому оно заметно замедлилось в последние годы. Это результат растущей международной экономической интеграции между финансовыми рынками, но, тем не менее, процесс роста и «навёрстывания упущенного» в регионе Центральной и Восточной Европы не прекратится».

Россия и соседи: кто впереди?

Россия по доле пользователей банковских услуг среди стран Центральной и Восточной Европы находится в списке наиболее продвинутых стран: весной 2012 г. хотя бы одной из услуг воспользовались порядка 85% россиян в возрасте старше 16 лет. Пользование банковскими картами – один из наиболее стабильно растущих сегментов в сфере банковских услуг: зарплатная карта на сегодняшний день есть у 48% россиян (в Москве – у 67%), дебетовая карта, оформленная самостоятельно, – у 11% (в Москве – у 31%). Елена Якубовская, руководитель отдела исследований финансового рынка GfK Rus комментирует: «В целом по России число пользователей банковских карт (любого типа) за последний год возросло с 49 до 56%. Тенденция роста наблюдается во всех регионах, наиболее ощутимо – в Северо-Западном и Приволжском Федеральном округах. Здесь мы не отстаем от стран Центральной и Восточной Европы. Однако, налицо явное отставание по доле пользователей он-лайн банкингом: здесь Россия находится в списке наименее продвинутых стран и пока на уровне развития таких стран, как Словакия, Польша, Хорватия в 2004-05 гг.»

GfK

GfK – одна из ведущих компаний на рынке маркетинговых исследований в мире. 11000 экспертов GfK ежедневно работают над тем, чтобы понять, как люди живут, что думают и что покупают на более чем 100 рынках по всему миру. GfK внедряет самые актуальные технологии и передовые исследовательские методы для того, чтобы помочь компаниям как можно больше узнать об их клиентах. В 2011 году объём продаж GfK составил 1,37 млрд. евро.

Российское подразделение концерна GfK - компания GfK Rus - была образована в 1991 году. В настоящее время в компании работают более 320 специалистов. GfK Rus проводит исследования на рынках потребительских товаров, товаров длительного пользования, бизнес-услуг, финансов, розничной торговли, здравоохранения, туризма, автомобилей, телекоммуникаций и СМИ.


Ньюсмейкер: GfK Rus — 52 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...